Evangelion вики
Advertisement
Evangelion вики
566
страниц

«Don't be.» — двадцать второй эпизод «Neon Genesis Evangelion».

Обзор

Степень синхронизации Аски продолжает падать после поражения в бою с четырнадцатым Ангелом, Зеруилом, а её разочарование в Рей, Синдзи, Мисато и (мёртвом, но пока она этого не знает) Кадзи растёт. Злая и тревожная, чем когда-либо, она вынуждена вновь пережить своё темное, травмирующее прошлое во время встречи с пятнадцатым ангелом, Ариилом.

Содержание

Эпизод начинается с того, что Аска и Кадзи находятся на борту авианосца по пути в Японию. Аска говорит с Кадзи о Мисато и сообщает ему, что он единственный человек, которого она любит, что равносильно чрезмерно сильному школьному увлечению. Кадзи не соглашается, говоря: «Ты всего лишь ребёнок».

Всплывают другие мрачные образы прошлого Аски, в том числе образы её матери, лежащей в больнице и держащей куклу. Маленькая Аска наблюдает, как её ранее мать отказывается признать её и обращается с куклой как с дочерью, в то время как её отец (Лэнгли) разговаривает, а затем занимается любовью с доктором Кёко[1] в соседней комнате. Аска отказывается плакать на похоронах своей матери после того, как та покончила с собой.

В настоящем уровень синхронизации Аски падает. Рицуко замечает, что это может быть серьёзной проблемой, поскольку Ева всё ещё находится в ремонте после атаки Зеруила. Она приказывает Майе позаботиться о том, чтобы Ева-00 сейчас привлекла к себе наибольшее внимание.

Тем временем у Мисато была тайная встреча с Хьюгой, который узнал из своих источников в Шанхае, что другие филиалы Nerv начали производственную работу над Евами вплоть до номера 13. Мисато отмечает, что странно, что они начинают массовое производство именно на этом этапе. Хьюга предполагает, что причина либо в том, чтобы обеспечить им достаточное количество запасных частей, либо это способ защиты от нескольких Ангелов, атакующих одновременно, но Мисато указывает, что всё ещё довольно подозрительно, что комитет пытается сохранить производство в секрете, и считает, что у них может быть какая-то другая цель.

Аска наблюдает за Синдзи и Рей на станции

Ближе к вечеру Аска возвращается домой с теста синхронизации и ждёт поезда на станции. Она пытается дозвониться до Кадзи, но автоответчик сообщает ей, что номер больше не используется. Расстроенная, Аска оглядывает станцию и замечает Рей и Синдзи на другой платформе, где Синдзи разговаривает с Рей. Аска раздражена этим, чувствуя, что она проиграла Рей.

Аска игнорирует Синдзи, и за ужином между ней и Мисато заметно чувствуется напряжение. Вскоре после этого звонит её мачеха (доктор), и они некоторое время говорят по-немецки, прежде чем она кладёт трубку, с мрачным выражением на лице. Синдзи не замечает этого и пытается расспросить её о разговоре, отмечая, что, должно быть, приятно иметь семью, с которой можно поговорить. Аска открывается Синдзи и говорит ему правду о своей мачехе, а именно, что она не ненавидит её, а разговаривает с ней лишь затем, чтобы сохранить видимость семьи, прежде чем рассердиться и задаться вопросом, почему она всё это рассказывает.

Настроение Аски ухудшается по мере того, как продолжается вечер, достигая кульминации, когда она кричит о своей ненависти к Синдзи, Мисато, Рей и самой себе в ванне. Мисато замечает это и начинает переживать.

На следующий день Аска проходит новый тест, причём её результат ещё хуже, чем накануне. Мисато говорит Рицуко, что у Аски сейчас месячные и что её плохие результаты как-то связаны с этим, но Рицуко говорит, что поверхностные физические условия обычно не должны влиять на результат, и предполагает, что проблема имеет психологическую природу. После этого они с Рицуко разговаривают, и Мисато замечает, что отношения между Аской и Синдзи близки к критической точке, и она подумывает о том, чтобы они жили отдельно.

Измученная Аска умывается в ванной, спрашивая, почему у неё вообще должна быть менструация, если она не хочет быть матерью. На обратном пути она сталкивается с Рей в лифте, и после долгого молчания Рей говорит, говоря Аске, чтобы она обращалась с Евой как с человеком. Разъярённая тем, что Рей пытается ей помочь, Аска бьёт Рей по лицу и выбегает из лифта. Она некоторое время разговаривает с Евой-02, говоря ей, что это её марионетка, прежде чем решить, что это глупо.

Именно тогда появляется Ангел Ариил,[2] обнаруживается на низкой околоземной орбите очень далеко от Токио-3. Рей отправляется сражаться с Ангелом вместе с Аской в качестве замены, но Аска отказывается быть заменой и вместо этого занимает боевую позицию. Рицуко говорит Майе, что им нужно подумать о замене пилота для Евы-02. Ариил остаётся вне досягаемости позитронной винтовки Аски и генерирует луч видимого света, похожий на А. Т. поле, который проникает в сознание Аски.

Вид на копьё и Ариила с орбиты Земли

Аска стреляет вслепую, но снаряды проходят мимо Ангела, затем она начинает беспорядочно палить во все стороны, причиняя ущерб городу до израсходования боеприпасов. Аска кричит от боли, когда Ангел пытается проникнуть в её разум, и вскоре ему это удаётся,[3] открывая её травму и давая причину тому, почему она постоянно жаждет внимания, будучи лучшей во всём. Когда Ева-02 выключается, а пилот продолжает чахнуть, Рей стреляет в Ангела из снайперской версии позитронной винтовки (похожей по внешнему виду на ту, что использовалась против Рамиила), но луч слишком слаб, чтобы проникнуть в А.Т. поле Ангела на таком расстоянии.

Гэндо приказывает Рей достать копьё Лонгиния из терминальной догмы (где оно пронзает распятую Лилит), которое она бросает в Ангела, тем самым убив его.[4] Копьё, однако, потеряно. Синдзи пытается утешить Аску, которая ещё больше расстроена после ментальной атаки и ненавидит саму мысль о том, что Рей спасла её.

Отличия от эфирной версии

Основная статья: Гайды:Эпизод 22 OA vs. DC

  • Единственные сцены, которые зрители видят в проникновении в разум Аски в оригинальной версии, — это её удивление, почему она плачет, когда она была маленькая (предположительно на похоронах её матери, решив, когда она заявила, что больше не будет плакать), после чего она сказала 15-му Ангелу, чтобы он перестал заставлять её вспоминать все эти «плохие вещи», так как она «забыла об этом».
  • Материалы, отсутствующие в эфирной версии:
    • Сцена попытки соблазнения на авианосце.
    • Сцена в ванной, где Аска заявляет о своей ненависти ко всем, включая её саму.
    • Сцена, в которой Аска видит Синдзи, разговаривающего с Рей, и в которой она чувствует ревность.
    • Большая часть проникновения в разум, включая важные воспоминания в эпизодах 9, 10 и 15.
    • Последние несколько секунд сцены в больнице, где мы слышим, как Лэнгли и женщина-врач общаются в соседней комнате.
    • Ноги Лилит восстанавливаются после того, как было извлечено копьё Лонгиния.
    • Копьё Лонгиния трансформируется, когда проникает в А.Т. поле Ангела.
  • В эфирной версии есть титры, а в дирикатах они отсутствуют.

Анализ

  • Основываясь на реакции Аски, увидевшей Синдзи в своём сознании во время атаки («Что ты там делаешь?! Ты же ничего не сделаешь! Ты мне не поможешь! Ты даже не хочешь меня обнять!») наряду с сопровождающими скриншотами к флэшбэкам важных сцен в эпизодах 09, 10 и 15 соответственно, похоже, что Аска испытывает чувства к Синдзи и всё это время пыталась заставить его заметить её. Подробнее см. раздел «Теории и анализ: Отношения Синдзи и Аски».
  • Ариил и следующие два Ангела, по-видимому, образуют три части классического Ангела: Раиил представляет крылья, Армисаил — нимб, а Табрис — тело.
  • См. раздел «Теории и анализ: Теория киномонтажа в "Evangelion"» для анализа монтажных последовательностей в этом эпизоде.

Цитаты

  • (Аска вспоминает, как она пыталась соблазнить Кадзи перед прибытием в Японию)
    Кадзи: «Ты ещё не взрослая. Слишком рано думать о таких вещах».
    Аска: «Что? Глупости! Я уже достаточно взрослая! Я взрослая! Не ребёнок! Взрослая! Посмотрите на меня!».
  • (Аска думает о том, как Мисато, Рей, Хикари, Рицуко и Майя видят её (в этом порядке)
    «Меня зовут Сорью Аска Лэнгли, будем знакомы! Ты что, дурак? (это мой) Шанс! Посмотрите на меня!»
    «Нет! Это не я!»
  • (Аска, увидев Синдзи в своём подсознании)
    «Что вы там делаете? Никто ничего не сделает! Никто мне не поможет! Никто даже не понимает! Никто! Никто! Никто!»
    (Маленькая Аска плачет): «Посмотрите на меня!»

Примечания

  1. В описании сцены флэшбэка в начале 22 эпизода в буклете «S² Works» доктор обозначена любовница Лэнгли (айцзин).
  2. Хьюга упоминает, что Ариил «не сдвинулся с орбиты своего спутника», а Аоба говорит, что «он поддерживает заданное расстояние» от них. Хотя это должно означать, что Ариил находится на геостационарной орбите, бросок копья, направляющегося к Ариилу, показывает, что он находится на более низкой орбите, поскольку геостационарная орбита (которая составляет 36 000 километров над уровнем моря) позволяет видеть полную треть земли. Судя по углу броска, земля под Ангелом — это, скорее всего, Австралия. В то время как геостационарная орбита обычно может быть достигнута только спутником над экватором и на ранее упомянутой высоте (36 000 километров), мощность S2 двигателя Ангела может позволить ему просто зависнуть в любом положении на орбите, что невозможно для нормального спутника.
  3. Рицуко комментирует попытку Ангела понять человеческий разум, что подразумевает, что Ариил пытался понять людей или вступить с ними в контакт. Луч света действовал как атака на разум Аски, потому что он заставлял Аску обнажать и заново переживать ужасные воспоминания и страхи, которые она заперла глубоко внутри своего сознания.
    • Ариил и последующие Ангелы, Армисаил и Табрис, образуют триаду Ангелов, которые пытаются понять людей или общаться с ними. Однако Лелиил в эпизоде 16 был первым, кто попытался это сделать.
  4. В дирикатах либо Ева-00, либо копьё издаёт рев, который звучит точно так же, как берсерк Евы-01, когда копьё разрывает облака. Издает ли этот звук сама Ева или копьё, неясно, но очень похожий звук слышится в «Конце Евангелиона», когда копьё сливается с ядром Евы-01.
    • После броска кажется, что копьё может двигаться само по себе.